02.08.2005
Частный лизинг: туманное будущее
Частный лизинг: туманное будущее

При благоприятном стечении обстоятельств государственные лизинговые компании могут занять до 70% рынка. Работать с ними выгодно и надежно, считает генеральный директор ОАО «Промагролизинг» Павел КРУПНОВ.

До прошлого года частные и государственные лизинговые компании работали почти наравне. Банку по большому счету было неважно, каким компаниям (по форме собственности) выдавать кредиты. К государственным относились даже более строго из-за того, что их основных клиентов - колхозы - во многих случаях вряд ли можно считать платежеспособными. В этом плане частным лизинговым компаниям жилось проще. Однако с 2004г.ситуация кардинально изменилась. На рынок вышли государственные операторы - 6 областных и республиканское «Белагросервис». Раньше тот же «Белагросервис» работал исключительно на бюджетных средствах. «Промагролизинг», например, частично финансировался из бюджета. Когда была утверждена республиканская программа обеспечения сельхозпроизводства современной отечественной техникой, прежних ресурсов оказалось недостаточно. Пришлось обращаться за кредитами в банки.

- «Это цивилизованный для любой страны способ. Мы не берем бюджетные деньги и не замораживаем их. Бюджетные средства идут только на дотирование стоимости дорогой техники и процентной ставки по договору лизинга при обращении госоператора в банк. Использовать полученные кредитные ресурсы мы имеем право исключительно по целевому назначению и только для государственных предприятий. На закупку отечественной полевой техники и передачу ее сельхозпредприятиям на условиях лизинга предусматривается в этом году кредитование в объеме 572,2 млрд. Br. Понятно, что выдавать кредиты уполномоченным правительством операторам банки будут в первую очередь, - считает Павел Крупнов. - Помимо этих, есть и другие причины того, что банки предпочитают кредитовать государственные, а не частные лизинговые компании. В таком случае возврат средств гарантирует правительство и облисполкомы. Поэтому, даже принимая во внимание невысокий уровень платежеспособности клиентов госоператоров, это более надежно. При любом стечении обстоятельств банк ничего не теряет. Рано или поздно правительство погасит выданные кредиты. Выгода в государственном масштабе еще и в том, что деньги остаются в республике, идут на МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш». Кроме того, таким образом поддерживается отечественный производитель. Если год назад у «Промагролизинга» было всего два поставщика - МТЗ и «Гомсельмаш», то на сегодняшний день это практически все предприятия, выпускающие сельскохозяйственную технику».

Частные лизинговые компании ввозят все, что угодно, - говорит Павел Крупнов. - Нет проблем, пускай привозят, если находятся клиенты. Но тогда нечего рассчитывать на поддержку государства и жаловаться, что кто-то нарушает антимонопольное законодательство, а банки кредитуют лишь госоператоров. Возникает закономерный вопрос: почему государство должно поддерживать зарубежного производителя, если у нас в стране есть собственные предприятия, которые выпускают нужную нам технику?

Банкиров тоже можно понять. Они ведь не будут работать себе в убыток. Благодаря тому, что кредиты государственным лизинговым компаниям выдаются под ставку рефинансирования плюс три процентных пункта, банк неплохо зарабатывает.

Как полагает гендиректор ОАО «Промагролизинг», государство пошло правильным путем, поскольку предпочтение лизинга абсолютно оправдано. В отличие от ранее используемого прямого финансирования закупок сельхозтехники, льготирование процентных ставок по кредитам и дотация стоимости некоторой полевой техники в несколько раз повышают эффективность использования бюджетных средств. Государство дотирует от 20% до 30% стоимости дорогой сельхозтехники, а остальной объем платежей выплачивает лизингополучатель либо долг переводится на перерабатывающие предприятия. В итоге «Промагролизинг» обеспечивает на сегодняшний день возврат деньгами порядка 70% средств от суммы договора, а за относительно недорогую технику рассчитываются все лизингополучатели.

Говоря о перспективах отечественного рынка лизинговых услуг, Павел Крупнов подчеркнул, что доля государственных компаний однозначно будет увеличиваться. При благоприятном стечении обстоятельств госоператоры могут занять до 70% рынка. И это закономерно, так как в любой стране государство будет отстаивать собственные интересы. Подконтрольные государству банки будут кредитовать прежде всего назначенных правительством операторов. Частные компании - по остаточному принципу.

Пока все кредитные ресурсы уходят на нужды госоператоров. Значит, частным лизинговым компаниям нужно искать альтернативные источники финансирования. От этого будет зависеть их выживание, отметил собеседник «НЭГ».

В свете последних событий будущее частного лизинга в нашей стране туманно. Особенно если учесть, что некоторые банки имеют дочерние лизинговые компании, куда и направляют свободные ресурсы. Как пояснил представитель одного из банков, это стандартная практика. И хотя она не более выгодна, ее преимущество в том, что риски здесь сведены к минимуму.

Источник: «Экономическая газета»
Татьяна АРАНТ

27.09.2018
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
МИНСК, 27 сентября – ПраймПресс. ОАО «Промагролизинг» приступило к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5...
16.01.2018
Техника движения вперед
Техника движения вперед
«Весьма удачный год…» – так оценила итоги 2017-го для коллектива ОАО «Промагролизинг» начальник управления вн...