01.05.2005
Лизинг - не благотворительность, а инструмент обновления
Лизинг - не благотворительность, а инструмент обновления

Лизинг в последнее время стал едва ли не основным инструментом государственной поддержки технического переоснащения сельхозпредприятий. Средства бюджета и внебюджетных фондов, предназначенные на эти цели, уже не поступают колхозам в виде очень часто безвозвратных кредитов, а фактически передаются в управление лизинговым компаниям. О их роли в модернизации агрокомплекса рассказывает генеральный директор ОАО «Промагролизинг» П.В.КРУПНОВ.

- Павел Верленович, при всех способах оказания селу господдержки самым сложным этапом всегда был возврат вложенных средств. Какие рычаги используют лизинговые компании, чтобы заставить колхозы платить по долгам?

- В данном случае правильнее говорить не об отдельных рычагах, а о глубоких изменениях всей дотационной политики государства. По сути в Беларуси пришли к использованию тех же схем господдержки села, что в России и Украине, а еще ранее - в Западной Европе. Их особенности заключаются в следующем.

Первое. Если раньше мы передавали технику хозяйствам в лизинг, а Минский облисполком напрямую дотировал ее стоимость на 50 %, то теперь за счет государственных средств погашаются банковские проценты. Сельхозпредприятиям также предоставляется годовая отсрочка на погашение основной суммы долга. Исключение сделано только для техники стоимостью свыше 100 млн. руб. за единицу - 30% ее цены сразу гасится государством. Но все эти особенности не отменяют принципа возвратности: своевременное внесение лизинговых платежей, которые хозяйства должны оплачивать самостоятельно, остается непременным условием получения господдержки.

Второе. Обновление технической базы сельхозпроизводства не может быть одномоментным актом. Скажем, в прошлом году колхоз приобрел зерновой комбайн, в нынешнем понадобится картофелеуборочный, который опять же надо брать в лизинг. То есть сельхозпредприятия в силу специфики своей деятельности являются нашими постоянными клиентами. Но продолжать сотрудничество мы соглашаемся лишь в том случае, если задолженность по прежним долгам не превышает 50%. Вот вам еще один экономический стимул аккуратно рассчитываться с лизинговой компанией.

Свои результаты дает и политика присоединения и продажи убыточных хозяйств. Новый собственник - это всегда экономически очень мощное предприятие (в Минске в числе новых агрохолдингов можно назвать торговые дома «Ждановичи», «Экспобел», фирмы «Миндавг», «Холодон» и др.), руководители которых, в отличие от председателей колхозов, психологически настроены своевременно возвращать заемные средства. К тому же, выкупив убыточные сельхозпредприятия, «передовики капиталистического строительства» действительно очень быстро поднимают их экономику, так что у вчерашних банкротов появляются собственные средства для лизинговых расчетов.

Третье. Сами технологии работы лизинговых компаний кардинально отличаются от практиковавшейся ранее «свободной раздачи живых денег». Мы, например, требуем, чтобы у наших партнеров был бизнес-план с указанием источников погашения долгов. Для контроля финансового состояния регулярно анализируем баланс колхоза. Если видим, что его экономика развивается не так, как предусматривалось бизнес-планом, стремимся принять оперативные меры, а если требуется, то и задействовать административный ресурс. Хочу сказать, что руководство Минского облисполкома вопросам финансовой дисциплины руководителей сельхозпредприятий уделяет очень большое внимание, и наши усилия по возврату накопившихся долгов обычно находят поддержку.

Наконец, если у хозяйства образуется долг, который не гасится, мы обязательно обращаемся в суд. Юристы ОАО «Промагролизинг» отработали упрощенную систему подачи исков по результатам актов сверки, и судебные решения всегда принимаются в нашу пользу.

- Почему в таком случае так мало примеров, когда описанную в соответствии с судебным решением технику у хозяйств действительно изымают? Даже после визита судебных исполнителей вся она остается у должника в пользовании.

- Согласен, что неофициальное табу на изъятие техники у колхозов пока существует. Я это объясняю тем, что за год-два сломать систему, формировавшуюся десятилетиями, очень сложно.

Для нас, однако, важны тенденции. То, что государство ушло от раздачи техники по разнарядке - реальный факт. Что от самых экономически слабых хозяйств сейчас требуют возвращать долги и ни в коем случае их не списывают, - тоже факт. По нашей компании возвратность в денежном выражении составляет сегодня 40 - 50%. Еще около 20 - 30% занимают расчеты сельхозпродукцией и использование зачетных схем (не лучший, конечно, вариант, но если это единственная возможность разобраться с кредиторами, то мы ее используем). Текущая просрочка составляет порядка 10% кредитного портфеля. Но я уверен, что и эти деньги мы со временем сможем вернуть.

Думаю, в этом году мы придем и к реальному изъятию неоплаченной техники, переданной в лизинг. Высшее руководство страны заняло совершенно четкую и последовательную позицию в отношении долгов сельхозпредприятий, требуя их безусловного погашения. В свою очередь Миноблисполком, Минсельхозпрод и Минэкономики уже фактически отказали хроническим должникам в своем покровительстве и с исполнением судебных решений теперь вряд ли возникнут проблемы.

- Как вы относитесь к предполагаемому введению уголовной ответственности по отношению к руководителям предприятий за невозврат государственных средств?

- Мне такая мера представляется вполне логичной. Почему за невозврат банковского кредита уголовная ответственность существует, а средства, полученные в виде господдержки из бюджета, могут быть закопаны в землю, разбазарены и никто за это ответственности не несет? Опять же, я, как директор лизинговой компании, за кредит, фактически трансформированный в имущество моего клиента, легко могу сесть на скамью подсудимых, а «подставившему» меня руководителю-неплательщику лично фактически ничего не грозит. Правильнее, если ответственность в таких случаях будет солидарной.

Конечно, в бизнесе всегда есть коммерческий риск, в сельском хозяйстве большое значение имеют погодные условия, другие форс-мажорные обстоятельства. Во всем этом должен внимательно разбираться суд. Понятно также, что высокая степень ответственности невозможна без высокой степени свободы. Председатель должен иметь полную возможность действовать в соответствии с заявленным им бизнес-планом, в его хозяйственную деятельность никто не должен вмешиваться.

- Руководители некоторых хозяйств критикуют действующий механизм лизинга. Он, например, не учитывает цикличности сельхозпроизводства. На Западе лизинговые платежи вносятся два или даже один раз в год, недавно такую систему стали практиковать «Россагролизинг» и «Украгролизинг». Откажутся ли белорусские банки от ежемесячных расчетов?

- Относительно перехода к расчетам по итогам сельхозпериодов, т. е., например, осенью и в начале года, мы уже готовим свои предложения для правительства. Соответствующее решение, уверен, будет принято в ближайшее время.

Необходимо также осуществлять взаимную увязку госсубсидий, госдотаций и госзаказа. Госзаказ в сельском хозяйстве, по нашему мнению, должен распространяться в первую очередь на тех, кто получил в лизинг технику или оборудование. Тогда по обязательствам лизингополучателей сможет рассчитываться казна, что сведет к минимуму случаи невнесения таких платежей.

Еще одно наше предложение касается организации закупок сельхозтехники за рубежом. Сегодня общемировая практика состоит в том, что продавец через лизинговые компании фактически полностью кредитует такие поставки. В Беларуси мы имеем удачный опыт подобной работы, например, с концерном «Гермес», а также закупкой российских комбайнов «Дон». Но в большинстве других случаев средства на техперевооружение сельхозпредприятий приходится изыскивать внутри республики, что создает дополнительную, к тому же не вполне оправданную нагрузку на бюджет.

Почему-то забыли мы в последнее время и об огромных возможностях оперативного лизинга. Когда-то в Советском Союзе неплохо действовала система машинно-тракторных станций (МТС). Ее наследниками стали нынешние мехотряды, созданные при районных предприятиях агросервиса для оказания услуг по уборке и транспортировке урожая. Пока эти отряды остаются сравнительно маломощными подразделениями в основном из-за нехватки у предприятий средств для их оснащения. Но можно ведь не покупать трактора и комбайны, а взять их в финансовый лизинг для последующей передачи непосредственно хозяйствам в оперативный лизинг. По своему юридическому содержанию такая операция близка к аренде, но четкая правовая база и отработанные технологии лизинга позволяют строить отношения между партнерами по прозрачным и очень удобным для их участников схемам.

- Павел Верленович, мы с вами все время говорим об использовании лизинговых схем применительно к сельхозтехнике. Между тем колхозам ведь надо не только пахать и сеять, но еще и хранить, перерабатывать, вывозить урожай. Почему в техперевооружении этих отраслей участие лизинговых компаний минимально?

- Существует пятилетняя госпрограмма переоснащения колхозов сельхозтехникой, под которую выделяются значительные бюджетные средства. Она успешно выполняется: объемы сельхозлизинга в прошлом году по республике увеличились примерно в 1,7 раза. По нашему ОАО «Промагролизинг», специализирующемуся на сельхозмашинах «полевого» цикла, за исключением тракторов и автомобилей, соответствующие показатели в 2003 г. составили 15, в 2004 г. - 72 млрд. руб. (прирост 380%). В этом году заключим договоров на 67 млрд., таким образом, наш кредитный портфель составит к концу 2005 г. 154 млрд. руб.

Если рассматривать задачу техперевооружения агрокомплекса в целом, то у нее, безусловно, должна быть своя логика. На первом этапе государство вкладывало средства в производство сельхозтехники, а также помогло колхозам в ее приобретении. Благодаря этим усилиям значительно улучшилась агротехника, выросли урожаи. Но тут же обострились проблемы с базой хранения и переработкой.

Известно, что только из за примитивных условий хранения страна теряет до трети урожая овощей. В республике сегодня имеется только одно сертифицированное овощехранилище - оптовый склад для Минска. Поэтому сегодня надо говорить о втором логичном шаге - принятии государственных программ развития базы хранения сельхозпродукции и предприятий, ее перерабатывающих.

С учетом накопленного опыта поставок колхозам сельхозтехники для решения этой проблемы разумнее всего использовать уже имеющиеся или вновь созданные лизинговые компании.

- Вы так уверенно говорите о перспективах развития лизинга, но ведь в Беларуси эта деятельность фактически не имеет правовой базы.

- Действительно, кроме постановления Совмина от 31.12.1997 г. №1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» и соответствующих разделов Гражданского кодекса практически нет других нормативных актов, которые бы устанавливали общие правила игры для компаний, работающих в агрокомплексе. Между тем в других отраслях сделано в этом плане гораздо больше. В качестве удачного примера могу сослаться на стандарт "Лизинговые операции в строительстве", разработанный недавно Минстройархитектуры.

Аналогичный стандарт, по которому смогут работать и госоператоры, и частные компании, должен быть внедрен и в сфере сельскохозяйственного лизинга. Надеюсь, в следующем году такой документ мы получим.

На наш взгляд, необходимо также внести изменения в Гражданский кодекс. Моделью для него, как известно, послужил российский ГК, который (не знаю, по каким соображениям) допускает использование лизинга исключительно в предпринимательской деятельности. Между тем европейское законодательство давно отказалось от подобных ограничений. Поэтому там даже муниципалитеты имеют возможность для реализации дорогостоящих проектов (скажем, закупка пассажирских транспортных средств, техники для уборки улиц и т.д.). Они используют лизинговые схемы, предусматривая в своих бюджетах дополнительные расходы, связанные с погашением долгов и процентов. Сейчас в Минске обсуждается вопрос создания муниципального банка, так что самое время подумать об адаптации нашего гражданского законодательства к европейским стандартам регулирования лизинга.

Источник: Журнал «Директор». Май
Юрий МОСКВИЧЕВ

27.09.2018
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
МИНСК, 27 сентября – ПраймПресс. ОАО «Промагролизинг» приступило к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5...
16.01.2018
Техника движения вперед
Техника движения вперед
«Весьма удачный год…» – так оценила итоги 2017-го для коллектива ОАО «Промагролизинг» начальник управления вн...