01.05.2005
Лизинг - не благотворительность, а инструмент обновления
Лизинг - не благотворительность, а инструмент обновления

Лизинг в последнее время стал едва ли не основным инструментом государственной поддержки технического переоснащения сельхозпредприятий. Средства бюджета и внебюджетных фондов, предназначенные на эти цели, уже не поступают колхозам в виде очень часто безвозвратных кредитов, а фактически передаются в управление лизинговым компаниям. О их роли в модернизации агрокомплекса рассказывает генеральный директор ОАО «Промагролизинг» П.В.КРУПНОВ.

- Павел Верленович, при всех способах оказания селу господдержки самым сложным этапом всегда был возврат вложенных средств. Какие рычаги используют лизинговые компании, чтобы заставить колхозы платить по долгам?

- В данном случае правильнее говорить не об отдельных рычагах, а о глубоких изменениях всей дотационной политики государства. По сути в Беларуси пришли к использованию тех же схем господдержки села, что в России и Украине, а еще ранее - в Западной Европе. Их особенности заключаются в следующем.

Первое. Если раньше мы передавали технику хозяйствам в лизинг, а Минский облисполком напрямую дотировал ее стоимость на 50 %, то теперь за счет государственных средств погашаются банковские проценты. Сельхозпредприятиям также предоставляется годовая отсрочка на погашение основной суммы долга. Исключение сделано только для техники стоимостью свыше 100 млн. руб. за единицу - 30% ее цены сразу гасится государством. Но все эти особенности не отменяют принципа возвратности: своевременное внесение лизинговых платежей, которые хозяйства должны оплачивать самостоятельно, остается непременным условием получения господдержки.

Второе. Обновление технической базы сельхозпроизводства не может быть одномоментным актом. Скажем, в прошлом году колхоз приобрел зерновой комбайн, в нынешнем понадобится картофелеуборочный, который опять же надо брать в лизинг. То есть сельхозпредприятия в силу специфики своей деятельности являются нашими постоянными клиентами. Но продолжать сотрудничество мы соглашаемся лишь в том случае, если задолженность по прежним долгам не превышает 50%. Вот вам еще один экономический стимул аккуратно рассчитываться с лизинговой компанией.

Свои результаты дает и политика присоединения и продажи убыточных хозяйств. Новый собственник - это всегда экономически очень мощное предприятие (в Минске в числе новых агрохолдингов можно назвать торговые дома «Ждановичи», «Экспобел», фирмы «Миндавг», «Холодон» и др.), руководители которых, в отличие от председателей колхозов, психологически настроены своевременно возвращать заемные средства. К тому же, выкупив убыточные сельхозпредприятия, «передовики капиталистического строительства» действительно очень быстро поднимают их экономику, так что у вчерашних банкротов появляются собственные средства для лизинговых расчетов.

Третье. Сами технологии работы лизинговых компаний кардинально отличаются от практиковавшейся ранее «свободной раздачи живых денег». Мы, например, требуем, чтобы у наших партнеров был бизнес-план с указанием источников погашения долгов. Для контроля финансового состояния регулярно анализируем баланс колхоза. Если видим, что его экономика развивается не так, как предусматривалось бизнес-планом, стремимся принять оперативные меры, а если требуется, то и задействовать административный ресурс. Хочу сказать, что руководство Минского облисполкома вопросам финансовой дисциплины руководителей сельхозпредприятий уделяет очень большое внимание, и наши усилия по возврату накопившихся долгов обычно находят поддержку.

Наконец, если у хозяйства образуется долг, который не гасится, мы обязательно обращаемся в суд. Юристы ОАО «Промагролизинг» отработали упрощенную систему подачи исков по результатам актов сверки, и судебные решения всегда принимаются в нашу пользу.

- Почему в таком случае так мало примеров, когда описанную в соответствии с судебным решением технику у хозяйств действительно изымают? Даже после визита судебных исполнителей вся она остается у должника в пользовании.

- Согласен, что неофициальное табу на изъятие техники у колхозов пока существует. Я это объясняю тем, что за год-два сломать систему, формировавшуюся десятилетиями, очень сложно.

Для нас, однако, важны тенденции. То, что государство ушло от раздачи техники по разнарядке - реальный факт. Что от самых экономически слабых хозяйств сейчас требуют возвращать долги и ни в коем случае их не списывают, - тоже факт. По нашей компании возвратность в денежном выражении составляет сегодня 40 - 50%. Еще около 20 - 30% занимают расчеты сельхозпродукцией и использование зачетных схем (не лучший, конечно, вариант, но если это единственная возможность разобраться с кредиторами, то мы ее используем). Текущая просрочка составляет порядка 10% кредитного портфеля. Но я уверен, что и эти деньги мы со временем сможем вернуть.

Думаю, в этом году мы придем и к реальному изъятию неоплаченной техники, переданной в лизинг. Высшее руководство страны заняло совершенно четкую и последовательную позицию в отношении долгов сельхозпредприятий, требуя их безусловного погашения. В свою очередь Миноблисполком, Минсельхозпрод и Минэкономики уже фактически отказали хроническим должникам в своем покровительстве и с исполнением судебных решений теперь вряд ли возникнут проблемы.

- Как вы относитесь к предполагаемому введению уголовной ответственности по отношению к руководителям предприятий за невозврат государственных средств?

- Мне такая мера представляется вполне логичной. Почему за невозврат банковского кредита уголовная ответственность существует, а средства, полученные в виде господдержки из бюджета, могут быть закопаны в землю, разбазарены и никто за это ответственности не несет? Опять же, я, как директор лизинговой компании, за кредит, фактически трансформированный в имущество моего клиента, легко могу сесть на скамью подсудимых, а «подставившему» меня руководителю-неплательщику лично фактически ничего не грозит. Правильнее, если ответственность в таких случаях будет солидарной.

Конечно, в бизнесе всегда есть коммерческий риск, в сельском хозяйстве большое значение имеют погодные условия, другие форс-мажорные обстоятельства. Во всем этом должен внимательно разбираться суд. Понятно также, что высокая степень ответственности невозможна без высокой степени свободы. Председатель должен иметь полную возможность действовать в соответствии с заявленным им бизнес-планом, в его хозяйственную деятельность никто не должен вмешиваться.

- Руководители некоторых хозяйств критикуют действующий механизм лизинга. Он, например, не учитывает цикличности сельхозпроизводства. На Западе лизинговые платежи вносятся два или даже один раз в год, недавно такую систему стали практиковать «Россагролизинг» и «Украгролизинг». Откажутся ли белорусские банки от ежемесячных расчетов?

- Относительно перехода к расчетам по итогам сельхозпериодов, т. е., например, осенью и в начале года, мы уже готовим свои предложения для правительства. Соответствующее решение, уверен, будет принято в ближайшее время.

Необходимо также осуществлять взаимную увязку госсубсидий, госдотаций и госзаказа. Госзаказ в сельском хозяйстве, по нашему мнению, должен распространяться в первую очередь на тех, кто получил в лизинг технику или оборудование. Тогда по обязательствам лизингополучателей сможет рассчитываться казна, что сведет к минимуму случаи невнесения таких платежей.

Еще одно наше предложение касается организации закупок сельхозтехники за рубежом. Сегодня общемировая практика состоит в том, что продавец через лизинговые компании фактически полностью кредитует такие поставки. В Беларуси мы имеем удачный опыт подобной работы, например, с концерном «Гермес», а также закупкой российских комбайнов «Дон». Но в большинстве других случаев средства на техперевооружение сельхозпредприятий приходится изыскивать внутри республики, что создает дополнительную, к тому же не вполне оправданную нагрузку на бюджет.

Почему-то забыли мы в последнее время и об огромных возможностях оперативного лизинга. Когда-то в Советском Союзе неплохо действовала система машинно-тракторных станций (МТС). Ее наследниками стали нынешние мехотряды, созданные при районных предприятиях агросервиса для оказания услуг по уборке и транспортировке урожая. Пока эти отряды остаются сравнительно маломощными подразделениями в основном из-за нехватки у предприятий средств для их оснащения. Но можно ведь не покупать трактора и комбайны, а взять их в финансовый лизинг для последующей передачи непосредственно хозяйствам в оперативный лизинг. По своему юридическому содержанию такая операция близка к аренде, но четкая правовая база и отработанные технологии лизинга позволяют строить отношения между партнерами по прозрачным и очень удобным для их участников схемам.

- Павел Верленович, мы с вами все время говорим об использовании лизинговых схем применительно к сельхозтехнике. Между тем колхозам ведь надо не только пахать и сеять, но еще и хранить, перерабатывать, вывозить урожай. Почему в техперевооружении этих отраслей участие лизинговых компаний минимально?

- Существует пятилетняя госпрограмма переоснащения колхозов сельхозтехникой, под которую выделяются значительные бюджетные средства. Она успешно выполняется: объемы сельхозлизинга в прошлом году по республике увеличились примерно в 1,7 раза. По нашему ОАО «Промагролизинг», специализирующемуся на сельхозмашинах «полевого» цикла, за исключением тракторов и автомобилей, соответствующие показатели в 2003 г. составили 15, в 2004 г. - 72 млрд. руб. (прирост 380%). В этом году заключим договоров на 67 млрд., таким образом, наш кредитный портфель составит к концу 2005 г. 154 млрд. руб.

Если рассматривать задачу техперевооружения агрокомплекса в целом, то у нее, безусловно, должна быть своя логика. На первом этапе государство вкладывало средства в производство сельхозтехники, а также помогло колхозам в ее приобретении. Благодаря этим усилиям значительно улучшилась агротехника, выросли урожаи. Но тут же обострились проблемы с базой хранения и переработкой.

Известно, что только из за примитивных условий хранения страна теряет до трети урожая овощей. В республике сегодня имеется только одно сертифицированное овощехранилище - оптовый склад для Минска. Поэтому сегодня надо говорить о втором логичном шаге - принятии государственных программ развития базы хранения сельхозпродукции и предприятий, ее перерабатывающих.

С учетом накопленного опыта поставок колхозам сельхозтехники для решения этой проблемы разумнее всего использовать уже имеющиеся или вновь созданные лизинговые компании.

- Вы так уверенно говорите о перспективах развития лизинга, но ведь в Беларуси эта деятельность фактически не имеет правовой базы.

- Действительно, кроме постановления Совмина от 31.12.1997 г. №1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» и соответствующих разделов Гражданского кодекса практически нет других нормативных актов, которые бы устанавливали общие правила игры для компаний, работающих в агрокомплексе. Между тем в других отраслях сделано в этом плане гораздо больше. В качестве удачного примера могу сослаться на стандарт "Лизинговые операции в строительстве", разработанный недавно Минстройархитектуры.

Аналогичный стандарт, по которому смогут работать и госоператоры, и частные компании, должен быть внедрен и в сфере сельскохозяйственного лизинга. Надеюсь, в следующем году такой документ мы получим.

На наш взгляд, необходимо также внести изменения в Гражданский кодекс. Моделью для него, как известно, послужил российский ГК, который (не знаю, по каким соображениям) допускает использование лизинга исключительно в предпринимательской деятельности. Между тем европейское законодательство давно отказалось от подобных ограничений. Поэтому там даже муниципалитеты имеют возможность для реализации дорогостоящих проектов (скажем, закупка пассажирских транспортных средств, техники для уборки улиц и т.д.). Они используют лизинговые схемы, предусматривая в своих бюджетах дополнительные расходы, связанные с погашением долгов и процентов. Сейчас в Минске обсуждается вопрос создания муниципального банка, так что самое время подумать об адаптации нашего гражданского законодательства к европейским стандартам регулирования лизинга.

Источник: Журнал «Директор». Май
Юрий МОСКВИЧЕВ

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...