30.07.2015
Сильнее обстоятельств: поставка техники на выгодных условиях
Сильнее обстоятельств: поставка техники на выгодных условиях

На рынке бывшего Советского Союза не много компаний, занимающихся экспортным лизингом, и одна из них была создана в Беларуси — это ОАО «Промагролизинг». Согласно постановлению Совета Министров № 1505 от 19 ноября 2009 года компания наделена полномочиями для продвижения нашей техники за рубеж. В прошлом году экспорт техники через «Промагролизинг» увеличился почти на четверть. Заключено экспортных договоров на 77 млн. долл. США. Компания лидирует по объему нового бизнеса (рост в 1,6 раза), размеру лизингового портфеля (плюс 40%) и объему лизинговых платежей (выручка от реализации выше показателя за 2013 год в 5,9 раза). Именно ОАО «Промагролизинг» открыло белорусским тракторам, дорожной, дорожно-строительной технике дорогу в Бангладеш, Канаду, Мозамбик и др. И активно участвует не только в продвижении машин за рубежом, но и в реализации Указа № 146 Президента, значительно расширяющего возможности белорусских предприятий по закупке современной техники.

Генеральный директор ОАО «Промагролизинг» Андрей Позняк коротко оценивает работу компании как «достаточно успешную». Если еще в 2012-м объем реализации на экспорт был 22 млн.долл. США, то в текущем году компания планирует перешагнуть планку в 100 млн. долл. США — и это только по экспортному лизингу.

— Андрей Николаевич, какие страны покупают нашу технику и какая продукция, по вашим наблюдениям, наиболее востребована?

— Сегодня мы поставляем технику по лизингу в разные части света. В прошлом году основные поставки осуществлены в Россию — 67%, Казахстан — 22% и Украину — 5,5%. Результатом пилотной сделки с резидентом Канады стала поставка почти на 2 млн. долл. США тракторов МТЗ. Впервые поставили 30 вагонов–хопперов производства Могилевского вагоностроительного завода на сумму 1,8 млн. долл. США в Монголию. Есть поставки в Грузию, Армению, Мозамбик... География достаточно широкая, и, конечно, надо продолжать ее расширять. Несмотря на то, что экспортный лизинг — очень сложный вид лизинга (в нем много нюансов, серьезные риски), он дает существенные объемы реализации продукции за рубеж, поступления валютной выручки в страну. Учитывая экспортную ориентированность нашей экономики, этим надо заниматься.

Что касается спроса — стабилен интерес к тракторам Минского тракторного завода, технике МАЗ, БелАЗ. Хорошим спросом по сочетанию «цена–качество» пользуются наши автобусы МАЗ: последние годы даже на фоне сжатия российского рынка они там востребованы. Есть спрос на зерносушильные комплексы.

— Что еще в планах на этот год? Какие контракты уже заключены в 2015–м?

— Сегодня мы активно работаем над диверсификацией рынков сбыта. Так, в этом году мы сделали первый шаг по завоеванию рынка Юго-Восточной Азии. 8 июля в городе Дакка подписан крупный контракт на поставку техники и оборудования «Амкодор» в Бангладеш на сумму 50 млн. долл. США. До сих пор наша техника там практически не продавалась. Кроме того, сделка интересна тем, что контракт не лизинговый, а с рассрочкой платежа. В мусульманских странах есть запрет «риба» (излишек,(араб. увеличение, приращение) на ссудный процент в связи с особенностями религии, и мы вынуждены поставлять им товар либо с рассрочкой, либо с отсрочкой платежа. Поэтому мы работаем по контракту «бай муаджал» (араб. продажа по отсроченной цене). Подписанию контракта предшествовали длительные переговоры. Было заключено рамочное соглашение между Банком развития Республики Беларусь и правительством Бангладеш, соглашение о финансировании поставки. Но в случае успешной реализации первого контракта местное министерство сельского хозяйства будет рассматривать дальнейшие поставки и возможность закупки продукции ОАО «МАЗ».

Вместе с тем заключен достаточно большой контракт по поставке автобусной техники производства МАЗ в Россию. Есть заявка с переходом на следующий год от Калининграда на покупку через механизм лизинга 250 газомоторных автобусов. Есть и серьезные наметки на поставку техники производства МАЗ на Кубу, но не буду забегать вперед, об этом говорить пока рано.

— Какие методы продвижения на внешние рынки вы используете?

— В нашем случае лизинг, отсрочка или рассрочка платежа и есть главный механизм продвижения. Ведь лизинг — это финансовая схема, ориентированная в первую очередь на потребителей, желающих обновить оборудование, но не имеющих достаточно средств. Мы выступаем финансовым посредником, предоставляем выгодные финансовые условия, в ряде случаев даже с льготными ставками, делая таким образом белорусскую продукцию более доступной. Основным нашим акционером является ОАО «Банк развития Республики Беларусь», что открывает для нас дополнительные возможности: мы можем более активно развивать лизинговые операции как внутри страны, так и по экспортному лизингу, а также реализовывать совместные с Банком развития проекты.

Мы также работаем с дилерской сетью предприятий — производителей техники. У нас есть несколько дочерних предприятий за рубежом, позволяющих контролировать поставки и сохранность предметов лизинга, минимизировать политические и финансовые риски.

Плюс «Промагролизинг» уже не один год работает на внешних рынках. Нас знают, и сами клиенты к нам обращаются.

— Если говорить о внутреннем рынке: какова роль ОАО «Промагролизинг» и что компания предлагает белорусским клиентам?

— В этом году в соответствии с Указом № 146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования» «Промагролизинг» определен оператором по приобретению техники у организаций-производителей ЕврАзЭС для последующей передачи в лизинг юрлицам Беларуси. Согласно указу предприятиям АПК передача техники в лизинг осуществляется без уплаты процентов за пользование кредитами, а для предприятий других отраслей экономики — с уплатой 7,5% годовых. Поскольку условия выгодные, нам поступило заявок на сумму более 2,6 трлн. рублей. Сегодня заключено договоров на приобретение уже свыше 1,2 тыс. единиц техники белорусских производителей (МАЗы, автобусы МАЗ, сельхозтехника «Гомсельмаш», тракторы «Беларус», дорожная, коммунальная техника «Амкодор» и др.) более чем на 860 млрд. рублей.

В прошлом году мы отгрузили 499 единиц техники организациям, связанным с лесозаготовкой и деревообработкой. Заключено 367 договоров лизинга с фермерскими хозяйствами. И мы занимаемся проектами не только с господдержкой. Среди направлений нашей деятельности есть и коммерческий лизинг, в рамках которого в прошлом году было передано имущества на сумму более 550 млрд. рублей.

— Еще одно направление деятельности компании — импортный (инвестиционный) лизинг. Что вы можете предложить здесь?

— В этом году мы продолжаем работу по оснащению белорусских организаций современным оборудованием, инновационными и энергосберегающими технологиями на условиях лизинга, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций. Мы всегда открыты для взаимовыгодного сотрудничества.

Источник: газета «Советская Белоруссия» №143 (24773) от 30.07.2015
Ирина НОВАКОВА

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...