31.07.2014
Открытый взгляд на продвижение товара
Открытый взгляд на продвижение товара

Компания «Промагролизинг» работает на рынке уже 14–й год. Во многом именно благодаря ее усилиям белорусскую технику знают и любят иностранные потребители. Национальный лизинговый оператор, а такой статус имеет сегодня компания, занят в достаточно специфичном сегменте — экспортном лизинге. Какова роль компании в продвижении отечественной продукции? И какие вкусы у иностранных клиентов? Об этом рассказал генеральный директор ОАО «Промагролизинг» Андрей Позняк.

— Андрей Николаевич, в последнем рейтинге лизинговых компаний, составленном Ассоциацией лизингодателей, «Промагролизинг» занимает второе место. За счет чего удерживаете позиции?

— Это не столько успех, сколько восстановление утраченных прежде позиций. За 2012 год в рейтинге мы занимали лишь 5–е место, но за 2013 год позиции во многом восстановили. В основном за счет того, что очень серьезно нарастили объемы экспортного лизинга. И действительно уступили по итогам года только одной компании по единственному показателю — объему лизинговых платежей, т.к. мы предоставляем в лизинг технику по льготным процентным ставкам на более длительные сроки. И если речь идет об экспортном лизинге, то здесь наша организация вынуждена конкурировать с теми ставками, которые действуют в стране назначения. По всем остальным показателям мы лидируем. Поэтому надеюсь, что по итогам работы в 2014 году мы сумеем выйти на 1–е место.

— Что изменилось в деятельности «Промагролизинга» после того, как большая часть акций компании, находящихся в госсобственности, в минувшем году была передана Банку развития? Какие перспективы открыл этот шаг?

— Действительно, нашим основным акционером сейчас является Банк развития Республики Беларусь. А Председатель Наблюдательного совета ОАО «Промагролизинг» — Председатель Правления Банка развития Сергей Румас. Для нас это открывает дополнительные возможности, так как у компании значительно расширился доступ к достаточно дешевым ресурсам. Мы можем более активно развивать лизинговые операции как внутри страны, так и по экспортному лизингу. Можем с Банком развития реализовывать и совместные проекты.

До этого «Промагролизинг» работал в основном на собственных ресурсах, не прибегая к заемным. Теперь они нам доступны. Что касается совместных проектов, то можно сказать о недавно вступившем в силу Указе Президента № 207. Согласно ему мы будем предлагать в лизинг под 9,5 процента годовых технику отечественного производства субъектам хозяйствования, включая сельскохозяйственные предприятия. Весной по решению Правительства мы предоставляли в лизинг технику белорусским фермерам по достаточно льготной процентной ставке — 7,5 процента годовых. На развитие фермерства выдали около 80 миллиардов рублей. Я думаю, что это существенное подспорье для модернизации хозяйств. Сейчас совместно с Банком развития мы рассматриваем возможность лизинговой поддержки отечественного производителя легковых автомобилей — СЗАО «БЕЛДЖИ». Я думаю, что это тоже будет достаточно серьезный проект.

— Какие еще продукты ваша компания может предложить белорусским клиентам?

— Мы занимаемся не только проектами с господдержкой. Среди направлений нашей деятельности есть и коммерческий лизинг. Мы понимаем, что нужна диверсификация деятельности, нужен больший охват рынка — компания от этого становится сильнее и устойчивее. Поэтому готовы сотрудничать с любой организацией, которая нуждается в технике и оборудовании.

— «Промагролизинг» занимается поставками на внешние рынки техники наших основных производителей. По вашим наблюдениям, какая продукция сегодня наиболее востребована: сельхозтехника, автомобили, специальная техника?

— Трудно выделить какое–то основное направление. Мы видим, что вся линейка техники, которая производится белорусскими предприятиями, имеет стабильный спрос. Например, электротранспорт, произведенный ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» совместно с партнером Stadler Rail AG, уже пользуется спросом в России.

Сейчас мы отрабатываем контракт на 50 миллионов долларов — будем поставлять в Бангладеш технику производства ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга» и ОАО «МАЗ». Стабилен интерес к технике Минского тракторного завода. Достаточно упомянуть и то, что в прошлом году мы начали осуществлять поставки белорусских тракторов в Канаду. В нынешнем году продолжаем наращивать объемы этих операций. Заметным спросом пользуется продукция Могилевского вагоностроительного завода. Так, в минувшем году мы поставили по лизингу в Казахстан 476 вагонов. И есть достаточно крупные заявки на будущее.

— Наверняка если бы не работали инструменты лизинга, то белорусская техника была бы не так доступна иностранному потребителю. Какая ее доля уходит за рубеж по лизингу?

— Хочу сказать, что доля эта пока еще очень незначительна. Это не та доля, которую потенциально может занимать лизинг. Посудите сами: если у предприятия есть деньги, оно может купить технику самостоятельно. А лизинг — это финансовая схема, которая ориентирована как раз на потребителей, желающих обновить оборудование, но у них недостаточно собственных средств.

В 2013 году мы поставили на внешние рынки техники и оборудования по лизингу на 62,7 миллиона долларов. Задача на 2014 год состоит в том, чтобы выйти на новый рубеж — 100 миллионов долларов. Думаю, мы ее выполним. Но потенциально эта цифра может быть значительно больше. Дело в том, что Беларусь, по сути, единственная страна в СНГ, которая занимается сегодня экспортным лизингом, поскольку этот вид операций достаточно рискованный. Мы понимаем, что наша экономика открытая и в продвижении отечественной продукции без экспортного лизинга не обойтись. Наша компания серьезно оценивает все риски, которые сопутствуют подобной деятельности, и старается их избежать.

— «Промагролизинг» постоянно расширяет географию экспорта. Насколько трудно находить лизингополучателей за рубежом?

— Это посильная задача. Мы постоянно работаем с нашими контрагентами в различных странах. Если говорить о том, на какие рынки мы вышли сравнительно недавно, то это уже упомянутый мной рынок Канады, а также Мозамбик и Бахрейн. Сейчас налаживаем сотрудничество с компаниями из Туркменистана, Монголии и Вьетнама. Но основные потребители — это Россия, Украина и Казахстан. Я думаю, что эти традиционные рынки и далее будут занимать основной удельный вес. При этом, конечно же, мы продолжим расширять географию сотрудничества.

— Андрей Николаевич, недавно вы стали лауреатом конкурса «Человек Дела» в номинации «За вклад в развитие рынка финансовых услуг». Пускай и не очень быстро, но этот рынок меняется, трансформируется законодательная база. Поделитесь своим видением: в какую сторону ему следует развиваться?

— Потенциал развития финансового рынка и, в частности, лизинга огромен. Тот удельный вес, который лизинг занимает сегодня в белорусской экономике, явно недостаточен. За ним — большие перспективы. Подписанный Президентом Указ № 99, который вступает в силу с 1 сентября 2014 года, предоставил возможность передачи имущества в лизинг физическим лицам. Это очень важный шаг. Потому что фактически лизинг для физлиц в Беларуси не развит, а граждане нуждаются в этом инструменте. В первую очередь в лизинг будут приобретаться объекты недвижимости и транспортные средства. Это активизирует внутренний спрос.

Наша компания будет работать с физическими лицами. Проект, который мы планируем осуществлять совместно с производителем автомобилей Geely, как раз будет интересен этой категории клиентов.

Источник: Газета «Советская Белоруссия», № 142(24523), 30 июля 2014г.
Алексей ЯРОШЕВИЧ

03.10.2019
'Амкодор' в октябре поставит в Украину 14 единиц техники
"Амкодор" в октябре поставит в Украину 14 единиц техники, сообщил корреспонденту БЕЛТА первый заместитель дире...
25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...