31.07.2014
Открытый взгляд на продвижение товара
Открытый взгляд на продвижение товара

Компания «Промагролизинг» работает на рынке уже 14–й год. Во многом именно благодаря ее усилиям белорусскую технику знают и любят иностранные потребители. Национальный лизинговый оператор, а такой статус имеет сегодня компания, занят в достаточно специфичном сегменте — экспортном лизинге. Какова роль компании в продвижении отечественной продукции? И какие вкусы у иностранных клиентов? Об этом рассказал генеральный директор ОАО «Промагролизинг» Андрей Позняк.

— Андрей Николаевич, в последнем рейтинге лизинговых компаний, составленном Ассоциацией лизингодателей, «Промагролизинг» занимает второе место. За счет чего удерживаете позиции?

— Это не столько успех, сколько восстановление утраченных прежде позиций. За 2012 год в рейтинге мы занимали лишь 5–е место, но за 2013 год позиции во многом восстановили. В основном за счет того, что очень серьезно нарастили объемы экспортного лизинга. И действительно уступили по итогам года только одной компании по единственному показателю — объему лизинговых платежей, т.к. мы предоставляем в лизинг технику по льготным процентным ставкам на более длительные сроки. И если речь идет об экспортном лизинге, то здесь наша организация вынуждена конкурировать с теми ставками, которые действуют в стране назначения. По всем остальным показателям мы лидируем. Поэтому надеюсь, что по итогам работы в 2014 году мы сумеем выйти на 1–е место.

— Что изменилось в деятельности «Промагролизинга» после того, как большая часть акций компании, находящихся в госсобственности, в минувшем году была передана Банку развития? Какие перспективы открыл этот шаг?

— Действительно, нашим основным акционером сейчас является Банк развития Республики Беларусь. А Председатель Наблюдательного совета ОАО «Промагролизинг» — Председатель Правления Банка развития Сергей Румас. Для нас это открывает дополнительные возможности, так как у компании значительно расширился доступ к достаточно дешевым ресурсам. Мы можем более активно развивать лизинговые операции как внутри страны, так и по экспортному лизингу. Можем с Банком развития реализовывать и совместные проекты.

До этого «Промагролизинг» работал в основном на собственных ресурсах, не прибегая к заемным. Теперь они нам доступны. Что касается совместных проектов, то можно сказать о недавно вступившем в силу Указе Президента № 207. Согласно ему мы будем предлагать в лизинг под 9,5 процента годовых технику отечественного производства субъектам хозяйствования, включая сельскохозяйственные предприятия. Весной по решению Правительства мы предоставляли в лизинг технику белорусским фермерам по достаточно льготной процентной ставке — 7,5 процента годовых. На развитие фермерства выдали около 80 миллиардов рублей. Я думаю, что это существенное подспорье для модернизации хозяйств. Сейчас совместно с Банком развития мы рассматриваем возможность лизинговой поддержки отечественного производителя легковых автомобилей — СЗАО «БЕЛДЖИ». Я думаю, что это тоже будет достаточно серьезный проект.

— Какие еще продукты ваша компания может предложить белорусским клиентам?

— Мы занимаемся не только проектами с господдержкой. Среди направлений нашей деятельности есть и коммерческий лизинг. Мы понимаем, что нужна диверсификация деятельности, нужен больший охват рынка — компания от этого становится сильнее и устойчивее. Поэтому готовы сотрудничать с любой организацией, которая нуждается в технике и оборудовании.

— «Промагролизинг» занимается поставками на внешние рынки техники наших основных производителей. По вашим наблюдениям, какая продукция сегодня наиболее востребована: сельхозтехника, автомобили, специальная техника?

— Трудно выделить какое–то основное направление. Мы видим, что вся линейка техники, которая производится белорусскими предприятиями, имеет стабильный спрос. Например, электротранспорт, произведенный ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» совместно с партнером Stadler Rail AG, уже пользуется спросом в России.

Сейчас мы отрабатываем контракт на 50 миллионов долларов — будем поставлять в Бангладеш технику производства ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга» и ОАО «МАЗ». Стабилен интерес к технике Минского тракторного завода. Достаточно упомянуть и то, что в прошлом году мы начали осуществлять поставки белорусских тракторов в Канаду. В нынешнем году продолжаем наращивать объемы этих операций. Заметным спросом пользуется продукция Могилевского вагоностроительного завода. Так, в минувшем году мы поставили по лизингу в Казахстан 476 вагонов. И есть достаточно крупные заявки на будущее.

— Наверняка если бы не работали инструменты лизинга, то белорусская техника была бы не так доступна иностранному потребителю. Какая ее доля уходит за рубеж по лизингу?

— Хочу сказать, что доля эта пока еще очень незначительна. Это не та доля, которую потенциально может занимать лизинг. Посудите сами: если у предприятия есть деньги, оно может купить технику самостоятельно. А лизинг — это финансовая схема, которая ориентирована как раз на потребителей, желающих обновить оборудование, но у них недостаточно собственных средств.

В 2013 году мы поставили на внешние рынки техники и оборудования по лизингу на 62,7 миллиона долларов. Задача на 2014 год состоит в том, чтобы выйти на новый рубеж — 100 миллионов долларов. Думаю, мы ее выполним. Но потенциально эта цифра может быть значительно больше. Дело в том, что Беларусь, по сути, единственная страна в СНГ, которая занимается сегодня экспортным лизингом, поскольку этот вид операций достаточно рискованный. Мы понимаем, что наша экономика открытая и в продвижении отечественной продукции без экспортного лизинга не обойтись. Наша компания серьезно оценивает все риски, которые сопутствуют подобной деятельности, и старается их избежать.

— «Промагролизинг» постоянно расширяет географию экспорта. Насколько трудно находить лизингополучателей за рубежом?

— Это посильная задача. Мы постоянно работаем с нашими контрагентами в различных странах. Если говорить о том, на какие рынки мы вышли сравнительно недавно, то это уже упомянутый мной рынок Канады, а также Мозамбик и Бахрейн. Сейчас налаживаем сотрудничество с компаниями из Туркменистана, Монголии и Вьетнама. Но основные потребители — это Россия, Украина и Казахстан. Я думаю, что эти традиционные рынки и далее будут занимать основной удельный вес. При этом, конечно же, мы продолжим расширять географию сотрудничества.

— Андрей Николаевич, недавно вы стали лауреатом конкурса «Человек Дела» в номинации «За вклад в развитие рынка финансовых услуг». Пускай и не очень быстро, но этот рынок меняется, трансформируется законодательная база. Поделитесь своим видением: в какую сторону ему следует развиваться?

— Потенциал развития финансового рынка и, в частности, лизинга огромен. Тот удельный вес, который лизинг занимает сегодня в белорусской экономике, явно недостаточен. За ним — большие перспективы. Подписанный Президентом Указ № 99, который вступает в силу с 1 сентября 2014 года, предоставил возможность передачи имущества в лизинг физическим лицам. Это очень важный шаг. Потому что фактически лизинг для физлиц в Беларуси не развит, а граждане нуждаются в этом инструменте. В первую очередь в лизинг будут приобретаться объекты недвижимости и транспортные средства. Это активизирует внутренний спрос.

Наша компания будет работать с физическими лицами. Проект, который мы планируем осуществлять совместно с производителем автомобилей Geely, как раз будет интересен этой категории клиентов.

Источник: Газета «Советская Белоруссия», № 142(24523), 30 июля 2014г.
Алексей ЯРОШЕВИЧ

27.09.2018
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
МИНСК, 27 сентября – ПраймПресс. ОАО «Промагролизинг» приступило к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5...
16.01.2018
Техника движения вперед
Техника движения вперед
«Весьма удачный год…» – так оценила итоги 2017-го для коллектива ОАО «Промагролизинг» начальник управления вн...