26.06.2013
Разрешите вам напомнить о себе…
Разрешите вам напомнить о себе…

Беларусь намеревается осваивать рынки сбыта по принципу «Новое — хорошо забытое старое»

Ситуация с ростом складских запасов сильно беспокоит правительство. Как недавно оценили в Министерстве экономики, соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема промышленного производства на белорусских предприятиях составило 82,4 %, увеличившись с начала года почти на треть. С этим ничего не поделать: экспорт на традиционных для нашей страны рынках из-за депрессивного их состояния начал сокращаться. Поэтому сегодня производители в экстренном порядке ищут выходы на рынки тех государств, в которых присутствие продукции отечественного машиностроения незначительно, но отношение к нашей технике хорошее. В число приоритетных направлений попали государства Центральной и Южной Африки, Саудовская Аравия и некоторые страны Юго-Восточной Азии. В качестве инструментов продвижения на эти рынки продукции белорусского машиностроения называются как уже традиционные, такие как международный финансовый лизинг, так и принципиально новые.

Одни знают, зачем, другие знают, как

Африканский континент безмерно богат ресурсами, но при этом социально беден. У большинства государств Центральной и Южной Африки общая беда — в них сосредоточены огромные запасы стратегических полезных ископаемых, но вот сельское хозяйство за годы апартеида и междоусобных войн практически полностью развалилось. Причем не только крупнотоварное, даже мелкие фермеры во многих регионах континента давно бежали прочь от автоматных очередей, бросив возделывать поля. Так что проблема продовольственного обеспечения быстрорастущего населения стоит на материке в настоящее время довольно остро. Согласно данным ООН, Африка — второй в мире регион по приросту численности населения после Азии, однако на континенте в нищете проживают 48 % жителей по сравнению с 14 % в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. До сих пор ни одно африканское правительство не может утверждать, что жители их стран в полной мере обеспечены качественным питанием, и пока африканские лидеры в решении продовольственной проблемы в основном полагаются лишь на помощь международного сообщества. Но дело в том, что одними экспортными поставками мешков с рисом проблему продовольственной безопасности африканских государств не закрыть. Необходимы инвестиции в сельское хозяйство, а также внедрение принципиально новых технологий сельхозпроизводства. Достичь этой цели возможно только посредством предоставления африканским фермерам наработок, которые, кстати, у Беларуси уже имеются.

Нашей стране оказалось вполне по силам закрыть технологический «голод» ряда африканских государств, подспудно решив и свою насущную проблему — продать простаивающую на складах сельскохозяйственную технику. Как рассказал руководитель компании ОАО «Промагролизинг» Павел Крупнов, в белорусских экспортных реалиях очень скоро ходовым станет термин «агрофинансовый инжиниринг». Фактически речь идет об уже испытанных западными финансовыми институтами финансово-промышленных интервенциях, но со своей белорусской спецификой. Схема проста: белорусы учат своих партнеров, как правильно возделывать и удобрять землю, позволяя им при этом существенно сэкономить на консультациях, а затем эффективно продают под эти технологии продукцию отечественного машиностроения. Кстати, в Африке белорусская сельскохозяйственная техника вызвала интерес: во-первых, она качественная и в сравнении с западными аналогами недорогая, а во-вторых — за годы афрокоммунизма в таких странах, как Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Эфиопия, сформировалось очень лояльное отношение общества к бывшим советским республикам. Как считают белорусские специалисты, на такой ностальгии Беларусь сегодня может очень удачно сыграть.

«Идея возникла не на пустом месте: на Минский тракторный завод в прошлом году обратились представители Мозамбика, где, как оказывается, до сих пор работает тракторная техника, выпущенная еще во времена СССР. Представители этой африканской страны хотели просто обновить тракторный парк на условиях лизинга, но получили более выгодное предложение», — объяснил Павел Крупнов. Слово за слово — и в итоге Беларусь и Мозамбик договорились активизировать сотрудничество в области сельского хозяйства и промышленной кооперации. Изучив вопрос более детально, представители Мозамбика сегодня заинтересованы не только в крупных покупках белорусской сельскохозяйственной техники и оборудования, но и в создании совместных сборочных производств. Беларуси, кстати, это выгодно вдвойне, ведь в африканских государствах пока нет жестких требований по локализации производств, а значит, такие проекты, несмотря на солидное логистическое плечо (ведь Южная Африка — не ближний свет), могут оказаться даже более выгодными, нежели работающие на территории Российской Федерации и Казахстана.

Мозамбик сегодня сильно зависит от иностранной помощи. До социальных потрясений он считался прежде всего аграрным государством — более 80 % работающих были заняты в сельском хозяйстве. При этом 88 % плодородных земель страны остаются необработанными. В числе возделываемых культур как мало изученные нашими учеными хлопок, кешью, сахарный тростник, чай, кассава (тапиока), кокосы, сизаль, цитрусовые и тропические фрукты, так и те, на которых наша аграрная наука специализируется: кукуруза, картофель, зерновые, овощные культуры. Также Мозамбик намеревается сделать ставку на разведение скота и птицы. В конце минувшего года в этой стране было зарегистрировано совместное с компанией «Afri-Rent Ltd» предприятие «BelAfrica Ltd», на базе которого сегодня постоянно действует выставка-продажа белорусской сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники производства ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ» и ОАО «Амкодор». В принципе, проект уже дает первые плоды — в декабре 2012 года в Мозамбик были осуществлены первые поставки МАЗов на $ 1,7 млн. Тягачи пришлись по душе местным нетребовательным потребителям из-за их неприхотливости и несложного технического обслуживания. Как рассказывают белорусские специалисты, отечественная техника в целом вызвала интерес не только у мозамбикских потребителей. Предложения о сотрудничестве уже начинают сыпаться из многих государств Черного континента — Анголы, Замбии, Намибии.

Расширяя горизонты

Во всем мире сделки международного лизинга являются распространенным механизмом продаж оборудования. Такой механизм реализации продукции показал себя действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Еще недавно, когда продажи белорусской техники за рубеж шли в нормальных объемах, отечественные машиностроители даже не задумывались о применении каких-то дополнительных схем продвижения своей продукции, но с началом экономического кризиса такая необходимость возникла. Компания ОАО «Промагролизинг» сегодня активно наращивает объемы экспортного лизинга как посредством работы на традиционных для Беларуси направлениях, так и путем выхода на утраченные ранее рынки, где присутствие белорусской техники незначительно. Это не только африканские страны, но и государства «ближнего круга». Так, в минувшем году была впервые за последние годы осуществлена поставка белорусской техники на условиях лизинга в Грузию на сумму $ 7,1 млн., а также в Молдову на $ 2,8 млн. До этого момента поставки продукции отечественного машиностроения в эти государства были не очень активными. Кроме того, белорусский оператор проводит подготовительную работу по поставке отечественной продукции в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в частности, в Бангладеш и в Бахрейн. В соответствии с заинтересованностью бангладешской стороны проведены переговоры о возможности с учетом исламской специфики финансирования проектирования молочного завода в округе Дакка, поставки мусоровозов производства МАЗ. В мае нынешнего года в Королевстве Бахрейн было зарегистрировано совместное белорусско-бахрейнское предприятие «Рияда Пал Авали», главной целью которого является привлечение инвестиций на условиях исламского финансирования для поставок отечественной техники в страны Персидского залива. Уставный фонд составляет 200 тыс. бахрейнских динаров (или $ 530 тыс.).

Как пояснил Павел Крупнов, на протяжении последних лет отмечается положительная динамика роста финансово-экономических показателей деятельности «Промагролизинга», в том числе по основным показателям наращивания объемов экспорта. Так, в 2012 году объем нового бизнеса по международному лизингу вырос до Br 158,3 млрд., что на 49,9 % выше уровня 2011 года. На 107,3 % выполнен план по валютным поступлениям,сумма которых составила $ 17 млн., что на 58,9 % больше, чем в 2011 году. Размер лизингового портфеля по договорам международного лизинга увеличился на 119,4 % и составил по итогам года почти Br 192 млрд.

За январь—апрель нынешнего года на внешние рынки на условиях лизинга и по внешнеторговым контрактам было поставлено 180 единиц техники стоимостью 9,1 млн. долларов США (Br 78,5 млрд.), что на 25,2 % превышает показатель за соответствующий период 2012 года.

Источник: www.respublica.by
Александр БЕНЬКО

27.09.2018
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
МИНСК, 27 сентября – ПраймПресс. ОАО «Промагролизинг» приступило к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5...
16.01.2018
Техника движения вперед
Техника движения вперед
«Весьма удачный год…» – так оценила итоги 2017-го для коллектива ОАО «Промагролизинг» начальник управления вн...