29.11.2012
О сути грядущих перемен
О сути грядущих перемен

В 2011 году вагоны позволили белорусскому лизингу выжить

Такие данные сообщил на пресс-конференции 14 июня председатель совета Ассоциации лизингодателей Беларуси Александр Цыбулько. По его словам, год был крайне сложным, что было связано в первую очередь с проблемами, которые имели место на валютном рынке. Курс национальной валюты изменился в 2,8 раза. Те компании, отметил А.Цыбулько, которые приобретали объекты лизинга преимущественно за валюту, испытывали затруднения с ее приобретением. А белорусские предприятия в силу того, что достаточно долго существовала неопределенность с ценами, временно прекратили отпуск продукции за рубли.

"То есть фактически результаты, которые мы сейчас рассматриваем, - за полгода работы, потому что полгода лизингодатели практически не работали", - подчеркнул А.Цыбулько.

В лидерах - транспортные средства

Даже в таких условиях в рублевом выражении объем нового бизнеса белорусских лизинговых компаний вырос в 2011 году на 69% и достиг 6,878 трлн BYR. В валютном выражении объем сократился на 16%. Такую динамику, по словам Цыбулько, во многом определил новый объект лизинга - железнодорожные вагоны.

"Лизинг вагонов стал тем локомотивом, который вытащил общий объем нового бизнеса и привел к существенному перераспределению среди лидеров рынка",- сообщил председатель совета ассоциации. Лизингом вагонов занимались две компании - "ВТБ-Лизинг" и "АСБ Лизинг". За год ими было реализовано около 2 тыс. вагонов, поставленных из России. Основным лизингополучателем выступала Белорусская железная дорога.

В связи с появлением нового объекта лизинга в 2011 году существенно изменилась структура потребления лизинга. Впервые за все годы наблюдения за ситуацией на рынке лизинга транспортные средства составили 62,1% от общего объема лизинга. Машины и оборудование заняли 31%, недвижимость - 6%, прочие объекты - 1%.

Лизинговый портфель компаний Беларуси, как сообщил А.Цыбулько, в 2011 году вырос на 95% и достиг 10,97 трлн BYR. В территориальном распределении объема заключаемых договоров сохраняется тенденция к централизации: 87% белорусского рынка лизинга сконцентрировано в Минске.

Характерно, что в 2011 году продолжилось снижение уровня просроченной задолженности, которая составила 8% против 10% в 2010 году. Основную задолженность, отметил председатель совета ассоциации, обеспечила одна компания, которая работает в рамках госпрограмм в сфере сельскохозяйственного лизинга. А в среднем по лизинговым компаниям задолженность не превышает 2%, у некоторых компаний ее вообще нет.

По словам Цыбулько, наблюдается также тенденция снижения доли банков-лизингодателей в общем объеме лизинговых операций. Если в 90-е годы банки контролировали порядка 70% рынка, то в 2011 году - всего 4%. Произошло это за счет того, что банки создали дочерние компании, которые и занимаются в настоящее время лизингом. Так, в первой пятерке крупнейших лизинговых компаний по итогам 2011 года банковскими были 4. Из этого можно сделать вывод, что фактически банки, как и раньше, контролируют рынок лизинга.

В прошлом году, отметил Цыбулько, существенно вырос объем внешнеторговых операций. По сравнению с 2010 годом объем договоров международного лизинга вырос в 2,5 раза, а к уровню 2009 года - в 46,5 раза. Такой рост обеспечила в основном национальная лизинговая компания Беларуси "Промагролизинг".

При этом основную массу договоров, заключенных в 2011 году, составил финансовый лизинг, в котором доля договоров международного лизинга составила 2,6%.

Среди источников финансирования лизинговых операций в 2011 году 24% составили собственные средства компаний, а 76% - заемные средства.

Прогноз - оптимистичный

В отношении перспектив на 2012 год А.Цыбулько был сдержанно-оптимистичным: "Если не будет каких-то катаклизмов, конечно, мы планируем устойчивый рост". Он отметил, что лизинг очень зависит от валютного рынка, от налогового законодательства и т.д.

"Я не вижу причин для бурного роста. Для этого должны сильно вырасти экономика или клиентская база",- отметил председатель совета ассоциации. В других странах, по его словам, основу клиентской базы лизинговых компаний составляет малый и средний бизнес, прослойка которого в нашей стране сегодня крайне слабая. Без роста этого сектора рост лизингового сектора тоже будет ограничен, уточнил свой прогноз А.Цыбулько.

Что касается государственных программ, то их роль в Беларуси и других постсоветских государствах будет увеличиваться, потому что государство владеет сегодня серьезными ресурсами и направляет их в те отрасли, которые являются приоритетными для страны. У нас это сельское хозяйство, отметил председатель совета ассоциации, а в России существует масса других программ, действует много госоператоров и туда вливаются значительные средства.

А.Цыбулько подчеркнул, что в 2012 году будет происходить сдержанный рост рынка белорусского лизинга еще и потому, что исходная база для сравнения довольно высокая. Доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал в 2011 году выросла на 0,1% и составила 7,6%, а доля лизинга в ВВП, равная 2,5%, осталась без изменений, что соответствует среднеевропейскому уровню.

В рейтинге - 28 компаний

Рейтинг лизинговых компаний Беларуси, подготовленный Ассоциацией лизингодателей РБ в 2011 году, основан на официальных данных Национального статистического комитета, подготовившего сборник "Лизинг в Республике Беларусь в 2011 году".

На конец прошлого года в Беларуси было 154 лизинговые компании, которые предоставили статистическую отчетность. Но к концу 2011 года активно на рынке лизинговых услуг работали только около 40 компаний. Остальные предприятия, которые отчитались о проведении таких операций, либо прекратили оказание подобных услуг, либо осуществляли их в 2011 году в незначительных объемах.

В рейтинг вошло всего 28 компаний. Некоторые компании не попали в рейтинг либо вследствие нарушения сроков предоставления финансовых документов в ассоциацию, либо из-за нежелания участвовать в рейтинге из-за падения основных финансовых показателей. Однако их доля в объеме лизинга Беларуси незначительна, поэтому на результатах рейтинга отсутствие данных о некоторых компаниях заметно не сказалось.

Лидером рынка по итогам 2011 года оказалась компания, которая сравнительно недавно работает в Беларуси, - "ВТБ Лизинг", на долю которой пришлось 34,35% стоимости заключенных в 2011 году договоров лизинга в целом по стране. Второе место заняла "АСБ Лизинг" (19,02%), третье - государственная компания "Промагролизинг" (15,25%), лидер в сфере лизинга сельскохозяйственной техники.

Белорусское правительство делает ставку на лизинг в вопросе увеличения объемов экспорта товаров - это является одной из причин изменения законодательства в области лизинга. О сути грядущих перемен и перспективах лизинга в Беларуси рассказал Председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько.

Infobank.by:

- В чем суть предложения правительства по изменению лизингового законодательства?

Александр Цыбулько:

- Планируется внести дополнения в указ президента № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь». Корректировки касаются практических вопросов лизинговых поставок товаров за границу. Сейчас если договор экспортного лизинга расторгается – лизингодатель должен вернуть объект лизинга в Беларусь, а уже потом продавать его или искать нового лизингополучателя.

Если лизингополучатель, например, из Африки оказывался неплатежеспособным – лизингодатель нес большие транспортные расходы. Поэтому Промагролизинг предложил пересмотреть законодательство.

Предполагается, что по новым правилам, если лизингополучатель окажется неплатежеспособным – предмет лизинга не нужно будет обязательно возвращать в Беларусь, лизингодатель сможет реализовать технику в той стране, где она уже находится, или в близлежащих государствах.

Infobank.by:

- Для каких компаний эти нововведения будут выгодны?

Александр Цыбулько:

- Формально все лизинговые компании могут поставлять технику в лизинг за границу, но специализируется на экспортном лизинге только Промагролизинг. Только у национального оператора есть необходимые ресурсы, связи и инструменты оценки рисков, они специально изучают законодательство других стран.

Поэтому практически все экспортные сделки заключает Промагролизинг. Эта компания инициировала обсуждение вопроса, она и получит выгоду, если изменения внесут.

Infobank.by:

- Планируются ли еще какие-то изменения в лизинговое законодательство?

Александр Цыбулько:

- Да, будут небольшие корректировки некоторых терминов. Необходимость дополнений и уточнений связана с тем, что сейчас мы уже живем по таможенному кодексу Таможенного союза, а предыдущая версия лизингового законодательства была ориентирована на таможенный кодекс Республики Беларусь.

Infobank.by:

- Известно, что сейчас идет подготовка к созданию международного объединения лизингодателей, расскажите, пожалуйста, о новой организации.

Александр Цыбулько:

- Белорусский союз лизингодателей выступил с инициативой создания новой международной структуры, которая будет объединять лизингодателей. Национальные ассоциации России и Азербайджана поддержали эту идею. Сейчас мы готовим документы для регистрации Международного союза лизингодателей.

Infobank.by:

- Почему сейчас назрела необходимость создания Международного союза лизингодателей?

Александр Цыбулько:

- Формально сейчас существуют международные структуры при ЕврАзЭС и СНГ, которые должны координировать действия лизингодателей, но на деле они не жизнеспособны.

Новый союз сможет взять на себя ответственность за реализацию международных инвестиционных программ в сфере лизинга в Беларуси, России и Азербайджане.

Возможно, в будущем к нам присоединятся лизингодатели из других стран.

Infobank.by:

- Какие задачи ставит перед собой Международный союз лизингодателей?

Александр Цыбулько:

- Наша цель – развитие международного лизинга, для ее достижения мы будем способствовать гармонизации лизингового законодательства в странах – участницах союза, в наших планах также организация специальных программ по обмену опытом. Но пока не хотелось бы открывать всех карт.

Период затишья в белорусском лизинге, когда в течение нескольких лет правила игры оставались неизменными, по всей видимости, закончился. В последние месяцы с завидной регулярностью появляются новости об изменениях в законодательстве, создании новых структур лизингодателей и появлении мегарегулятора, который будет курировать в том числе деятельность лизинговых компаний.

Хочется надеяться на то, что «ветер перемен» будет способствовать развитию лизинга в Беларуси и поможет повысить эффективность работы лизинговых компаний.

Источник: www.infobank.by

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...