28.08.2011
Развитие экспортного лизинга белорусской техники
Развитие экспортного лизинга белорусской техники

В материале использованы данные аналитической записки МИД РБ.

На пространстве СНГ удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство пока невелик и составляет менее 3% (в развитых странах этот показатель более 30%). Однако, международная практика показывает, что при должном развитии лизинг помогает завоевать новые рынки и способствует продвижению интересов компаний-производителей на территории других стран.

Известно, что свыше 80% всего мирового объема лизинговых операций приходится на пять стран: США, Японию, ФРГ, Великобританию и Францию. Чаще всего, когда речь заходит об экспортном лизинге, приходит на ум стратегия крупнейших автогигантов.

Опыт международных корпораций

Высокая конкуренция вынуждает крупные концерны - производители автомобилей проводить агрессивную торговую политику на рынках третьих стран. Продажа техники (в том числе подержанной) осуществляется ими на условиях лизинга через собственные финансовые структуры.

Так действуют, известные корпорации: John Deer, New Holland, Komatsu, Lamorghini, MAN, AUDI, Ford, SCANIA, VOLVO, Mercedes-Benz. Например, компания «Scania Finans AB», отвечающая в концерне «Scania» за финансовое обеспечение реализации автотехники, имеет 12 дочерних подразделений в Европе.

Практики стран-соседей. Государственные операторы

На территории стран СНГ для продвижения интересов собственных стран широко используется схема работы через государственных лизинговых операторов. Например, государственные лизинговые компании созданы в Азербайджане, Казахстане, России и Украине. Они предлагают финансирование по более низким тарифам за счет государственного субсидирования и установления пониженных ставок на свои услуги.

Например, в России таким операторам предоставляются субсидии по уплате процентов по кредитам банков на закупку отечественной продукции с целью передачи в лизинг. В Казахстане лизинговые компании освобождены от уплаты НДС и корпоративного подоходного налога, что снижает стоимость лизинга для конечного заемщика. Предусмотрены льготы по НДС для ввозимых основных средств, если они не производятся внутри страны. В Узбекистане лизинговые операторы в течение первых трех лет освобождены от уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа.

Оказывается господдержка отдельным категориям лизингополучателей - малым и средним предприятиям – и в ряде стран (Австрия, Венгрия, Россия). Это выражается в виде безвозвратной дотации на приобретение техники и технологического оборудования, субсидировании части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым операциям, субсидирование уплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

Как отмечают аналитики белорусского МИДа, данная практика может быть использована в качестве меры поддержки деятельности малых и средних предприятий и в нашей стране.

Опыт продвижения белорусской техники в странах Европы

Европейский рынок, который является исторически насыщенным предложениями, оказался менее других восприимчивым к белорусской технике. Европейский потребитель готов покупать на условиях лизинга технику только при реальных перспективах ее сертификации, подтверждении требованиям ЕС и наличия разветвленной сети сервисного обслуживания.

Тормозит развитие экспортного лизинга в европейских странах и тот факт, что белорусские операторы пока не могут предложить более дешевое финансирование по сравнению с конкурентами – европейскими лизинговыми компаниями.

В этой связи, как подчеркивают аналитики МИДа, продвижение лизинга белорусской сложнотехнической продукции на европейский рынок более реально, если будут созданы совместные лизинговые компании с европейскими банками и финансовыми (либо лизинговыми) структурами.

Лизинг в странах СНГ

В Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, России и Украине, по оценкам аналитиков Министерства, имеется высокий потенциал поставок белорусской сельскохозяйственной, коммунальной, карьерной, автомобильной и иной техники в лизинг.

В Украине на закупку техники для сельхозпроизводителей, в частности, для передачи в лизинг, в 2011 году государством выделено 145 млн. грн. В июне 2011 года в Верховной Раде Украины обсуждался проект закона о внесении изменений в Государственный бюджет Украины по расширению механизмов государственной поддержки обновления технического парка агропромышленного комплекса.

Таким образом, перспективы белорусского экспортного лизинга во многом зависят от учета следующих факторов.

С одной стороны, активная позиция ряда предприятий, таких как ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», и широкая рекламная кампания, проводимая ОАО «Промагролизинг», помогает продвижению белорусской техники на зарубежных рынках.

С другой стороны, о серьезном завоевании рынков других стран может идти речь только если белорусские производители будут проводить наступательную ценовую и сбытовую политику. И наконец, важным моментом является налаживание системы сервисного обслуживания белорусской техники, открытия сервисных центров и складов запасных частей.

Источник: infobank.by

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...