24.11.2010
Лизинг до экспорта доведет
Лизинг до экспорта доведет

Белорусский рынок лизинговых услуг, немало пострадавший от мирового экономического кризиса, практически полностью избавился от последствий этой тяжелой болезни. Эксперты считают, что в ближайшие 2—3 года он вырастет вдвое за счет более активного кредитования со стороны коммерческих банков страны и притока иностранных инвестиций. О том, какие перемены ждут этот сектор финансовой аренды, в интервью «Р» рассказал председатель Белорусского союза лизингодателей Александр ЦЫБУЛЬКО.

— Александр Иванович, как сегодня «самочувствие» белорусского рынка лизинговых услуг?

— Подводить какие-то количественные итоги нынешнего года пока рано, но вот про качественные улучшения говорить вполне возможно. В нашей стране по мере развития практики лизинговых отношений давно назрела необходимость уточнить такие понятия, как «возвратный» и «повторный» лизинг, а также «сублизинг», закрепив их на законодательном уровне. Принятое постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2010 года № 865 «О Положении о лизинге» ввело соответствующую терминологию в гражданский оборот.

Сумма новых лизинговых сделок, или объем нового бизнеса – основной показатель, характеризующий динамику рынка. Несмотря на снижение объемов нового бизнеса в 2009 году на 34%, белорусскому рынку лизинга удалось сохранить положительную динамику к докризисному 2007 году с приростом в 13%. Для сравнения: по предварительным данным Европейской лизинговой ассоциации «Leaseurope», объем нового бизнеса в 2009 году снизился по сравнению с предыдущим годом в среднем по Европе на 28,4%, по странам Центральной и Восточной Европы – на 44,2%. В России в 2009 году отмечено падение рынка лизинга на 56%. По данным авторитетного российского рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса 2009 года к докризисному 2007 году сократился в три с лишним раза, с RUR 997,5 до RUR 315 млрд.

Следует отметить, что в предыдущие годы в белорусском лизинге быстро росли объемы инвестиций в основной капитал. При этом лизинг рос темпами более высокими, что и характеризуется ростом доли этих услуг в объеме инвестиций в основной капитал: в 2004 году — 8,1%, в 2005-м — 6%, в 2006-м — 6,5%, в 2007-м — 7,1% и в 2008-м — 8,3%. Снижение общего объема нового бизнеса в 2009 году привело к уменьшению доли лизинга в инвестициях в основной капитал до 4,69%.

— Нынешний год для белорусского рынка лизинговых услуг в каком-то смысле стал этапным. В стране стали активно развивать такое направление, как международный лизинг белорусской техники. Можно ли сегодня сказать, что этот проект оказался экономически целесообразным?

— Исследования рынка лизинга в 2004—2009 годах показали, что белорусские лизинговые компании не работали в направлении экспортного лизинга из-за двойного обложения НДС оборотов, связанных с покупкой и передачей в международный лизинг товаров отечественных производителей. Предъявить к вычету уплаченную сумму налога лизинговые компании могли только по истечении срока договора лизинга. Указ № 465 главы государства позволил белорусским производителям отпускать продукцию для последующей передачи в лизинг за пределы страны без НДС. В этом случае отпала необходимость в привлечении кредитных ресурсов на уплату НДС, что существенно удешевит лизинг от белорусского лизингодателя на внешних рынках. Кроме этого, указ предусмотрел неденежные формы прекращения обязательств по договорам международного лизинга.

На обслуживание государственных лизинговых программ было уполномочено ОАО «Промагролизинг». Именно оно первое на постсоветском пространстве разработало и начало с февраля 2010 года реализацию программ поставки техники белорусских производителей по договорам международного лизинга. В течение года основные поставки были осуществлены в Украину, Россию, Чехию, ЮАР.

По данным этой компании, за 9 месяцев нынешнего года более 60 % сделок международного лизинга приходится на лизингополучателей Украины. В адрес лизингополучателей—резидентов Украины поставлена 281 единица техники белорусского производства стоимостью свыше $ 7,5 млн. Наибольшим спросом в этом регионе пользовалась сельскохозяйственная техника производства РУП «МТЗ». Кроме того, за три квартала нынешнего года с лизингополучателями—резидентами России заключены договоры международного лизинга на 24 единицы техники белорусского производства стоимостью свыше $ 3,6 млн.

— Какие страны сегодня представляются наиболее интересными и перспективными для дальнейшего развития международного лизинга?

— Насколько я в курсе, операторы рассматривают возможность работать во всех регионах планеты, где имеются юридические и экономические предпосылки для использования механизма международного лизинга. Сегодня это Африка, Южная Америка, Центральная и Восточная Европа.

— С какими трудностями компания столкнулась при выходе на внешние рынки?

— Выход на рынок лизинга России оказался осложнен высокой конкуренцией среди государственных лизинговых операторов, пользующихся преференциальными преимуществами. Дилерской сетью таких крупных лизинговых операторов, как ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», уже охвачен платежеспособный сектор лизингополучателей этого государства. Кроме того, более половины потенциальных лизингополучателей-резидентов, направивших заявки в адрес ОАО «Промагролизинг», имеют неудовлетворительное финансовое положение. Хотя главным сдерживающим фактором осуществления поставок белорусской техники на условиях лизинга в Россию является отсутствие системы регистрации объектов лизинга. При отсутствии таможенного оформления паспорта транспортных средств и паспорта самоходных машин по-прежнему выдаются Федеральной таможенной службой России. Ведомство выдает необходимые для регистрации документы собственнику, а весь парадокс заключается в том, что лизингополучатель таковым не является. Хотя, похоже, подобные сложности вскоре могут остаться позади — в настоящий момент компетентным органам Российской Федерации направлены поручения по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие процедуру выдачи ПТС и ПСН.

— Каковы, по вашему мнению, перспективы лизинга белорусской техники за рубежом?

— Белорусские операторы находятся еще в самом начале этого нелегкого пути — им предстоит преодолеть множество барьеров налогового, таможенного, политического характера. Впрочем, успех любой лизинговой сделки определяется двумя основными параметрами: соотношением цены и качества объекта и стоимостью услуги. Только оптимальное сочетание этих двух параметров дает шансы для успешной работы на зарубежных рынках.

Источник: Газета «Рэспублiка»
Александр Бенько

27.09.2018
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
«Промагролизинг» приступил к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5Е-4»
МИНСК, 27 сентября – ПраймПресс. ОАО «Промагролизинг» приступило к реализации в лизинг электромобилей «Элекар5...
16.01.2018
Техника движения вперед
Техника движения вперед
«Весьма удачный год…» – так оценила итоги 2017-го для коллектива ОАО «Промагролизинг» начальник управления вн...