02.06.2010
Лизинг за три моря
Лизинг за три моря

Финансисты говорят: лизинг – двигатель прогресса. До начала кризиса и в Беларуси, и в соседних странах именно услуги финансовой аренды считались лучшим стимулом для модернизации производств, для обновления подвижного состава перевозчиков и закупки техники сельхозпроизводителями. Однако после экономических сложностей, которые начали испытывать банки и лизинговые компании, число сделок снизилось практически до нулевой отметки. Но сегодня, когда на рынках констатируют «оттепель» и спрос на технику и оборудование вновь начал восстанавливаться, в руках белорусских лизинговых компаний оказался серьезный козырь. Специалисты уверены: при продвижении отечественной техники на внешние рынки отличным «катализатором» могли бы стать сделки международного лизинга. «Все сливки может снять не тот, кто первым предложит свой продукт, а тот – кто сделает это на максимально выгодных для покупателя условиях», — уверены белорусские лизингодатели.

Когда услуги финансовой аренды выходят на международный уровень, их начинают называть «экспортным лизингом». На первый взгляд в этой схеме нет ничего сложного: лизинговая компания приобретает товар национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю. Все как и при «традиционном» лизинге, только между двумя субъектами пролегает государственная граница, а нередко и принципиальные различия в законодательстве, экономических традициях, налогообложении... Однако выгод в данном случае немало – считается, что выигрывают все стороны сделки. Экспортер получает возможность реализовать свой товар, лизингополучатель – приобрести его на весьма выгодных для себя условиях, а лизингодатель – расширить ареал своей деятельности. В нашей стране, согласно нормам национального законодательства, предусмотрены некоторые налоговые льготы при лизинговых операциях. Если производитель по договору купли-продажи реализует продукцию лизингодателю для ее последующей передачи по договору международного лизинга за пределы страны, то это предприятие освобождается от уплаты НДС по этой сделке.

Несмотря на то, что исторически услуги финансовой аренды при экспортных поставках впервые начали оказывать еще в 1950-ых годах минувшего века, этот механизм практически не прижился на территории Восточной Европы. Он больше распространен в США, в Китае и ряде государств ЕС. А вот среди наших соседей вывести свои услуги на международный уровень никто так и не осмелился. Так что Беларусь стала исключением -- после подписания в конце минувшего года главой государства Указа № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности», а также распоряжения о создании Белорусской лизинговой компании на базе ОАО «Промагролизинг», республика оказалась «пионером» в сфере международного лизинга среди государств СНГ. По задумке, участники рынка экспортных лизинговых услуг должны были помогать предприятиям машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж на льготных для покупателей финансовых условиях, а также за счет своих ресурсов обеспечивать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.

Распоряжение Президента о создании Белорусской лизинговой компании создало почву для государственного субсидирования экспортного лизинга. К сожалению, оказалось, что отечественный «пилотный» проект начал показывать положительные результаты не настолько оперативно, как того хотелось бы. Ничего удивительного в этом нет: как отмечают в компании «Промагролизинг», фактически работать они начали с начала 2010 года, а говорить о сверхприбылях на старте обычно не приходится. Кроме того оператору в буквальном смысле приходится торить дорогу для того, чтобы в будущем белорусские предприятия без проблем могли заниматься экспортом своей продукции. «С другой стороны, иных вариантов кроме как рассчитывать на услуги экспортного лизинга у наших производителей сегодня не так много, — уверен директор компании «Промагролизинг» Павел Крупнов. — Основная специфика оживления соседних рынков заключается в том, что спрос на белорусскую технику присутствует, а вот «живых» денег на ее покупку у покупателей нет. Между тем парки техники компаний за кризисные 2008-2009 годы поизносились обстоятельно. Иными словами, если отечественные промышленники не пойдут навстречу свои иностранным партнерам и не предложат им свою продукцию в рассрочку или по лизинговым схемам, с ее сбытом в перспективе могут возникнуть сложности». В компании отмечают: при кажущейся нерасторопности лизингодателя экспортные лизинговые сделки все же демонстрируют свою эффективность. По крайней мере, об этом можно судить по первым результатам работы компании.

Только за первые четыре месяца 2010 года в Российскую Федерацию было отгружено техники производства ОАО «Белкоммунмаш» на сумму $ 1,9 млн. Белорусские троллейбусы уже ездят по улицам Курска. А продукция Минского автозавода будет обслуживать нужды челябинских грузоперевозчиков – МАЗы на сумму $ 29,7 тыс. отправились в этот город. Кроме того, в Кемерово был поставлен на условиях лизинга карьерный самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 240 тонн стоимостью свыше 2 млн долл. Впрочем российское направление для программы экспортного лизинга – приоритетное, но отнюдь не единственное. Например, по лизинговым договорам в Украину техники производства РУП «МТЗ» было отгружено на сумму $ 6,2 млн, в Чехию – на € 169,7 тыс. Туда же отправлена продукция производства РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» на сумму 99,4 тыс. евро. Это далеко не полный перечень контрактов – в настоящий момент в стадии завершения переговоров находится 11 договоров лизинга на 2149 единиц техники, общий оборот по которым составит Br 305,1 млрд. Еще до конца нынешнего месяца в Украину отправятся комбайны производства РУП «Гомсельмаш» на $ 314 тыс. По прогнозам руководства компании «Промагролизинг», до конца 2010 года в Россию будет отправлено белорусской техники на $ 178,86 млн., в Украину – на $ 371 млн., в Казахстан – на $ 26 млн., в страны Евросоюза – на $ 71,88 млн. При этом лизинговый оператор прорабатывает и другие направления — Среднюю Азию, Южную Америку и Южную Африку. Например, рассматривается возможность поставки крупной партии «БелАЗов» для работы в карьерах в ЮАР.

В компании «Промагролизинг» особо указывают: каждая сделка для них – особенная. Лизинговые услуги вообще подразумевают индивидуальный подход к каждому клиенту, но в нынешних экономических условиях, когда финансовые неурядицы для многих потенциальных лизингополучателей еще не закончились, работать приходится с подстраховкой. Кризис, который серьезно прошелся по отрасли показал – компании, которые не умеют грамотно просчитывать риски, способны проиграть и оказаться в аутсайдерах. Ведь сегодня неплатежи по старым контрактам – далеко не редкость. «Каждый проект, который впоследствии приносит миллионные доходы, предварительно долго и тщательно прорабатывается специалистами – проверяется кредитная история лизингополучателя, его деловая репутация, производятся подробные согласования условий сделки. Как в старой русской пословице, оператор долго «запрягает», зато потом быстро «поедет», — объясняет председатель Белорусской ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько.

Во многом преимуществом «Промагролизинга» является и то, что компания особенно сильна в сфере лизинга сельскохозяйственной техники – от несложного навесного оборудования до высокотехнических современных доильных комплексов. Предприятие много лет подряд является лидером среди игроков белорусского рынка лизинговых услуг. «Наша стратегия предполагает построение долгосрочных партнерских отношений с производителями транспорта и техники, востребованных отечественным рынком. Связано это с тем, что мы стараемся создать для своих клиентов условия, обеспечивающие эффективную, бесперебойную эксплуатацию передаваемого в лизинг имущества», — подчеркивает Павел Крупнов. Сильной стороной компании являются и ее кадры. В «Промагролизинге» сформирована одна из самых опытных команд-профессионалов на рынке лизинговых услуг. Речь идет как о менеджерах, финансистах, юристах, так и о технических специалистах, которые проводят экспертную оценку оборудования и обеспечивают сопровождение при эксплуатации. «Мы знаем, что очень важно привлечь лучшие кадры, но еще важнее — их сохранить. Поэтому мы стремимся создавать комфортные условия работы и строить эффективную корпоративную атмосферу на принципах взаимовыручки, уважения, доверия, поддержки, инициативы и творчества», — отмечает Павел Крупнов. Многие из сотрудников работают в сфере лизинга по 10-15 лет, то есть с того момента, когда в стране начал развиваться рынок услуг финансовой аренды. Впрочем, и молодежи в компании хватает — по статистике, средний возраст работников колеблется в пределах 25-40 лет, большинство из них имеют профильное высшее образование.

Быстро меняющаяся экономическая ситуация побуждает компанию постоянно вкладывать деньги в повышение профессионального уровня своих сотрудников. Например, в 2009 году на высшее образование, на переподготовку, повышение квалификации было затрачено более Br 55 млн. В «Промагролизинге» особо указывают на важность кадровой политики. «Мы стараемся уделять работе с персоналом максимум внимания — как и в любом виде услуг, в лизинге нередко наиболее значимая составляющая успеха базируется именно на человеческом факторе», — уверены в офисе лизингового оператора.

В отличие от многих финансовых структур, у «Промагролизинга» сегодня нет географических ограничений по работе с клиентами. Нередко компания оказывает лизинговые услуги бизнесу, расположенному на расстоянии в несколько тысяч километров. До конца года компания надеется занять серьезные позиции на рынках лизинга соседних стран. Для этого есть все предпосылки, хотя в «Промагролизинге» отмечают: конкуренты не дремлют и уже начинают наступать на пятки. Оценив перспективность рынка экспортного лизинга, ряд российских и украинских компаний уже вынашивают планы позаимствовать белорусский опыт. «Безусловно, конкуренция на рынке лизинговых услуг с каждым годом возрастает. Но у нас есть важное преимущество: удалось сохранить человечность в отношении к клиенту, избежать конвейерного подхода. Мы не разделяем клиентов на больших или маленьких — у нас единые стандарты сервиса для всех», — говорят в компании «Промагролизинг».

СПРАВКА

ОАО «Промагролизинг» -- национальный лизинговый оператор. В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 года №248рп из коммунальной собственности Минской области были безвозмездно переданы в республиканскую собственность акции ОАО «Промагролизинг», а также сформирован уставный фонд организации в размере Br 400 млрд. До августа 2010 года уставный фонд планируют увеличить на Br 1 трлн. Основной стратегической задачей компании является создание и функционирование эффективного механизма международного лизинга, продвижение продукции, произведенной в Беларуси на внешний рынок на условиях лизинга, а также привлечение иностранных инвестиций в экономику республики.

ОАО «Промагролизинг» -- социально ответственная компания. ЕЕ благотворительная и спонсорская деятельность ориентирована на поддержку образовательных заведений, спорта и культуры страны. Компания часто участвует в интересных социальных проектах. Например, на деньги «Промагролизинга» был укомплектован компьютерный класса Минского суворовского военного училища, перечислены денежные средства на закупку стройматериалов для ремонта общеобразовательной школы в деревне Пряльники Воложинского района, где обучаются дети, чьи родители лишены родительских прав. Компания много тратит и на спонсорскую помощь духовным заведениям. Например, «Промагролизинг» выделила деньги на восстановительные работы в приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Прилуки Минского района, оказала спонсорскую помощь при ремонтных работах в приходе храма преподобной Ефросиньи Полоцкой в городском поселке Ивенец, оказала безвозмездную поддержку на ремонтные работы и устройство прихода Свято-Космо-Дамиановской церкви в Слуцке.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 680 от 16 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки гандбольных клубов» компания оказывает систематическую помощь на развитие, проведение спортивных мероприятий, подготовку спортсменов, строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений, создание и укрепление материально-технической базы гандбольного клуба «Виктория-регия» (г. Минск).

Источник: Газета «Рэспублiка»
Александр БЕНЬКО

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...