12.05.2010
«Допинг» для экспортера
«Допинг» для экспортера

Экспортный лизинг сложно назвать исключительно белорусским ноу-хау, но наша страна внедрила в действие этот механизм первой среди государств СНГ. Ведь спрос на оборудование и технику на международных рынках только начал восстанавливаться, а белорусские производители вполне могут использовать весьма интересный и удобный инструмент для стимулирования продаж своей продукции. Ходить в новой «обувке», может, и не так удобно, но делать это можно гораздо быстрее, чем конкуренты. В Минэкономики подсчитали: в нынешнем году на условиях международного лизинга Беларусь экспортирует на внешние рынки продукции на сумму не менее $ 400 млн.

По мировым стандартам сделки международного лизинга — весьма распространенный механизм продаж оборудования и техники, производимых предприятиями страны-лизингодателя. Было замечено, что эта схема реализации продукции является довольно действенной, причем выигравших в данном случае много. Производители довольны, что сделка практически полностью может быть профинансирована посредством лизинговой операции. Преимущество для лизингополучателя – в возможности привлечь из-за рубежа финансирование под более низкие проценты, чем на родине, а это отражается на стоимости всей сделки.

Первые в истории сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х годах прошлого века. Позднее к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, в последнее время практика широко распространилась в Азии. Но на территории Восточной Европы Беларусь пока считается единственной страной, где была опробована эта схема, однако к опыту белорусов уже с интересом присматриваются российские и украинские коллеги. Как рассказывает глава компании «Промагролизинг» Павел Крупнов, войти на рынок в тот момент, когда мировой экономический кризис достиг своего апогея, было верным решением. «Спрос на внешних рынках сегодня возвращается на круги своя, но основная специфика оживления заключается в том, что потребности бизнеса не всегда подкреплены финансами. Потенциальных покупателей, как и раньше, сдерживает отсутствие живых денег. Поэтому в ближайшие несколько лет «чистых» покупок будет не очень много, основной вал сделок будет осуществляться на условиях лизинга», — поясняет Крупнов.

Белорусскому экспортному лизингу нет и полугода – в конце 2009-го вышел Указ № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», предусматривающий ряд мер по созданию условий для развития этого направления финансовых услуг. В декабре 2009-го компания «Промагролизинг» начала работать над продвижением белорусского экспорта в соседние страны — Россию, Украину, Чехию. Уставный фонд компании был увеличен на Br 400 млрд., сейчас принимается решение о его повышении до Br 1 трлн. Как уверяет замминистра экономики Анатолий Филонов, схема экспортного лизинга оказалась достаточно действенной. «В 2010 году исходя из достигнутых договоренностей и заключенных контрактов на условиях международного лизинга в Россию, Казахстан, Украину и страны ЕС планируется поставить продукцию белорусских производителей на RUR 940 млн., 15 млн. евро и Br 528 млрд. Кроме того, проводится анализ рынков сбыта и прорабатывается вопрос создания дочерних предприятий в целях наращивания экспорта и инвестиционного лизинга», — поясняет представитель Минэкономики. Как рассказывает Павел Крупнов, с декабря 2009 года в Россию по схемам экспортного лизинга было отгружено техники производства ОАО «Белкоммунмаш» на сумму RUR 57,2 млн., ОАО «БелАЗ» — на RUR 61,4 млн. и Минского автозавода — на RUR 901 тыс. «На $ 105 тыс. поставили белорусских тракторов в Украину, на 169,7 тыс. евро — в Чехию. В эту же страну была отправлена техника производства РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» на сумму 43,5 тыс. евро. Впрочем, это только начало – в настоящий момент в стадии завершения переговоров и заключения находится 11 договоров лизинга на 2149 единиц техники на общую сумму более Br 305,1 млрд. В перспективе – наладить сотрудничество с рынками Средней Азии, Южной Америки и Южной Африки», — говорит Павел Крупнов.

Между тем специалисты утверждают: схема экспортного лизинга, которую сегодня лизингодатели обкатывают на соседних рынках, не безупречна. Как рассказывает председатель ООО «Белорусский союз лизингодателей» (БСЛ) Александр Цыбулько, в российском направлении белорусские компании столкнулись с проблемой регистрации объектов лизинга. «Сегодня в этой стране действует положение о регистрации автотранспорта и техники, согласно которому все машины, произведенные в Беларуси, в обязательном порядке должны проходить растаможку, несмотря на то, что у нас строится Союзное государство», — говорит руководитель БСЛ. Однако вопрос решается – на последней коллегии Таможенного союза белорусскому Минпрому было поручено разработать образцы паспорта транспортного средства, аналогичные российским. Вместе с тем в БСЛ признают: отечественным лизинговым компаниям работать все сложнее из-за конкуренции, которая развернулась на соседних рынках между белорусскими и местными производителями. «Сейчас все соседние страны стараются поддерживать свои предприятия, и лизингодателям предлагать еще более выгодные условия, чем уже созданы местным компаниям, достаточно сложно», — считает Александр Цыбулько.

Источник: Газета «Рэспублiка»
Александр БЕНЬКО

25.06.2019
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Белорусской железной дороге закупят 500 украинских полувагонов
Подконтрольный Банку развития «Промагролизинг» профинансировал поставку Белорусской железной дороге 500 полува...
25.06.2019
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
"Промагролизинг" профинансировал поставку БЖД 500 полувагонов
21 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. ОАО "Промагролизинг" профинансировало поставку Белорусской железной дороге 500 полувагонов...