В марте 2013 года согласно Указу Президента Республики Беларусь от 24 января 2013г. №45 в уставный фонд Банка развития Республики Беларусь были переданы 62,5% госакций Общества.

Банк развития – специализированный финансовый институт, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 года № 261 (далее – Указ № 261). Учредителями банка выступили Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Банк образован в форме юридического лица и не является классической кредитно-финансовой организацией в определении, установленном Банковским кодексом Республики Беларусь. Соответственно банк не относится к банкам второго уровня в традиционном понимании этого термина.
 
Создание Банка развития велось в тесном сотрудничестве с ведущими международными финансовыми организациями, в частности, с Международным валютным фондом и Всемирным банком, и основывается на анализе международной практики функционирования аналогичных институтов.
 
Главной целью деятельности Банка развития является развитие системы финансирования государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов.
 
Перед Банком развития поставлены три основные задачи:
 
  • финансирование долгосрочных и капиталоемких инвестиционных проектов в рамках реализации государственных программ и мероприятий; 
  • приобретение активов, сформированных другими банками в рамках реализации государственных программ и мероприятий;
  • предоставление льготных экспортных кредитов для поддержки крупных (свыше 1 млн. долларов США) проектов отечественных предприятий-экспортеров.
Деятельность Банка развития комплексно регулируется специальным нормативным правовым актом, имеющим силу закона, – Указом № 261. Этим документом определено, что в иной части, не урегулированной самим Указом, к Банку развития может применяться законодательство о банковской деятельности.
 
Для достижения цели и задач своей деятельности Банку развития предоставлено право осуществлять отдельные активные и пассивные операции, которые характерны для коммерческих банков (кредитование, привлечение средств бюджета в депозиты, размещение средств на рынке, открытие счетов, проведение расчетов, валютные операции), но без получения в Национальном банке лицензии на их проведение.
 
На Банк развития не распространяются требования устойчивости и финансовой надежности (пруденциальные нормативы), установленные Национальным банком для банков.
 
Банку развития предоставлено исключительное право выступать в качестве банка-агента Правительства по обслуживанию и погашению внешних государственных займов.
 
В 2013 году Банк развития получил мощную поддержку при выходе на финансовые рынки в виде субсидиарной ответственности Правительства по выпускаемым Банком облигациям. При этом в пределах объема эмиссии облигаций, установленного Правительством, Банк вправе выпускать указанные ценные бумаги без выполнения отдельных требований законодательства в части дополнительного обеспечения этих бумаг. Конкретный порядок реализации субсидиарной ответственности Правительства Республики Беларусь по обязательствам Банка развития, определен в Указе Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 600.
 
С учетом наличия субсидиарной ответственности Правительства Республики Беларусь Национальным банком приняты специальные решения, которые относят облигации Банка развития к наиболее надежным финансовым инструментам (аналогичным ценным бумагам Правительства), имеющим следующие характеристики:
 
  • при их приобретении могут не создаваться специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе при приобретении облигаций Банка развития (постановление Правления Национального банка от 28 марта 2013 г. № 182);
  • облигации Банка развития включены в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов (постановление Правления Национального банка от 4 февраля 2014 г. № 61). Коэффициент обеспечения обязательств по облигациям Банка развития равняется 0,95, что соответствует коэффициенту, установленному для государственных облигаций Республики Беларусь и облигаций Национального банка;
  • облигации Банка развития отнесены к категории высоколиквидных активов (со степенью риска 0 процентов в белорусских рублях и 20 процентов в иностранной валюте) (постановление Правления Национального банка от 7 апреля 2015 г. № 217).
Банку развития не предоставляются гарантии Правительства, а бухгалтерский учет ведется по правилам, установленным нормативными актами Национального банка для банков второго уровня.
 
С 2015 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 Банк развития управляет средствами семейного капитала.
 
Банк развития является единственной организацией в Республике Беларусь (не относящейся к органам государственного управления), которая имеет право нормотворческой инициативы (Указ Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 600).
 
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 138) доходы по облигациям Банка развития освобождены от обложения налогом на прибыль.
 
Внедрение института развития для централизации операций по финансированию государственных программ, включая разгрузку государственных банков от профинансированных ими проектов в рамках государственных программ, позволяет повысить эффективность реализуемых государством программ и улучшить состояние денежно-кредитного рынка страны, повысить конкуренцию среди коммерческих банков и создать условия для снижения ставок денежного рынка.
Новости
ОАО «Промагролизинг» раскрыло консолидированную финансовую отчетность на 31.12.2016
19 Мая 2017
ОАО «Промагролизинг» раскрыло консолидированную финансовую отчетность на 31.12.2016
ОАО «Промагролизинг» раскрыло консолидированную финансовую отчетность на 31.12.2016. Годовая чистая прибыль общества и его дочерних предприятий по...
Читать далее
18 Мая 2017

17 мая состоялся праздничный концерт, посвященный пятилетнему юбилею ансамбля народной песни «Лiлея» – коллектива...

Читать далее
3 Мая 2017
Не так давно ОАО «Промагролизинг» успешно завершило реализацию внешнеторгового контракта с Министерством мест...
Читать далее